Нарушения при проверке достоверности смет


Достаточно часто, встречаются факты, когда сметная документация рассчитывается без наличия и учета действующих нормативов, которые специально созданы для выполнения такой работы. Имеются случаи, когда таких нормативов и вовсе не существует. Это касается строительства или ремонта объектов, на которых применяются новейшие строительные технологии, еще не получившие всеобщего распространения на отечественном строительном рынке.

В данном случае, заинтересованное лицо, которое решило использовать данные новинки, обязано подготовить сметные нормативы и зарегистрировать их в министерстве регионального развития. Только после этой процедуры нормативы будут зарегистрированы в федеральном реестре сметных нормативов, которыми можно будет пользоваться легально.

Как правило, самым заинтересованным лицом является заказчик строительства или его Инвестор. Особенно это касается проведения строительства или ремонта за счет средств бюджета, как государственного, так и регионального или местного. Если такой регистрации не сделать, применение новых нормативов будет считаться серьезным нарушением.

Нарушениями следует считать различные завышения нормативов на накладные расходы и сметную прибыль, завышения дополнительных расходов на работы в зимний период, завышения расходов на временные здания и сооружения, цифры которых обязательно присутствуют в любой смете, а также, величину затрат на непредвиденные работы.

После обнаружения таких несоответствий, заказчики строительства или ремонта должны руководствоваться существующими методиками определения размеров вышеперечисленных расходов. В ныне действующей методике определения стоимости строительной продукции существует отдельный раздел, в котором все легальные расходы детально описываются, вместе с их размерами или процентным соотношением.

Только расходы по действующим нормативным стандартам можно использовать при составлении сметного документа. В нормативах указаны возможные размеры затрат на эксплуатацию строительной техники, на размеры материальных ресурсов, а также, максимальные размеры накладных расходов или сметной прибыли.

Подавшему сметную документацию на экспертизу следует знать, что обнаруженные недостатки можно исправить, не возвращая пакет документов назад к заказчику данной услуги, если заказчик сам на этом не настаивает. Экспертный органа может назначить сроки устранения обнаруженных несоответствий или ошибок, который не должен превышать одного календарного месяца.

После проведения полной проверки, экспертная организация должна составить заключение, которое вручается на руки заказчику услуги. Такое заключение может носить положительный или отрицательный вердикт.

В качестве отрицательного результата проверки можно назвать следующие недостатки сметного документа:

1. Обнаруженные ошибки невозможно ликвидировать в срочном порядке, либо такие ошибки заявитель отказался устранить в назначенный срок;
2. Выполненные сметные расчеты не соответствуют принятым сметным нормативам, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов;
3. Сметный документ составлен с ошибками, по причине несоответствия физических объемов работ объемам и составам работ, указанных в проекте на строительство или ремонт данного объекта.

Заявитель имеет полное право на проведение повторной экспертизы сметной документации, после ее доработки и исправления ошибок, которые были обозначены в экспертном заключении. Если заявитель не согласен с результатами проведенной экспертизы, он имеет полное право оспорить экспертное заключение в судебном порядке.

Если судебное разбирательство окончилось для заявителя ничем, то ему ничего не остается делать, как переработать сметный документ и пересмотреть итоговую сметную стоимость будущего строительства или ремонта, после чего представить новый вариант на рассмотрение экспертной компании.